ИЛЬХАМ АЛИЕВ ГОТОВИТ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ РЕФОРМУ
АЗЕРБАЙДЖАНА?
ФАХРАДДИН АБОСЗОДА
Попытка размыть этнические границы
19 декабря 2013 20:19
Азербайджанский проправительственный портал Veteninfo.az, со ссылкой на
«источники в правительстве Азербайджана», сообщил о том, что «Азербайджан может
подписаться под переходом к системе управления, которая предполагает разделения
территории страны на различные региональные центры». Это делается «с целью
ускорения принятия и исполнения законов, преодоления случаев взятничества и
коррупции, в целом для искоренения серьезных социально-экономических проблем на
местах».
В сообщении далее рассказывается о вероятных территориальных центрах, на
которые власти собираются разделить территорию страны:
1. Аранский Карабахский региональный центр;
2. Кубинский региональный центр - Куба, Кусар, Хачмас, Сиязан и Шабранский
районы, столица - город Куба;
3. Муганский региональный центр – Сабирабад, Саатлы, Бейлаган и Имишлинский
районы, - столица – город Имишли;
4. Ширванский региональный центр – Гаджигабул, Сальяны (талыш. Салйон),
Джалилабад (талыш. Хамошару), Билясуварский (талыш. Биласыво) районы, столица –
город Ширван;
5. Ленкоранский региональный центр – Ленкорань (талыш. Ланкон), Астара
(талыш. Осторо), Масаллы (талыш. Масалон), Лерик (талыш. Лик) и Нефтечалинский
(талыш. Натачола) районы.
Далее в сообщении говорится, что при условии безболезненного осуществления
данного процесса, каждый из этих региональных центров будет иметь свой
парламент (Меджлис). Руководители региональных центров будут назначаться
руководством страны, а районы, входящие в тот или иной Региональный центр,
будут подчиняться руководителям этих Центров.
Наконец, в сообщении говорится, что пока все это находится на уровне
разговоров, а о конкретных шагах руководства страны в этом направлении источник
портала ничего не сообщает.
Таким образом, что мы сегодня имеем на фоне этого сообщения данного
портала? Как мы уже предполагали ранее, когда только-только появлялись
сообщения на эту тему, правительство Азербайджанской Республики скорее всего,
при условии реализации такого плана, собирается на свое усмотрение решить
национальный вопрос в стране, размыв национально-этнические границы отдельных
коренных народов созданием совершенно новых, не имеющих исторической «основы»,
регионов на части территорий этих народов. Например, из состава Талышистана
выводятся более пяти районов – Джалилабадский (Хамошару), Белясуварский
(Биласыво), Сальянский (Салйон), Сабирабадский, Саатлинский районы, а также
часть нынешнего Имишлинского района, то есть всю Мугань, исторически
являющуюся неотъемлемой частью Талыша. Разумеется, это создаст более
благоприятные условия для ускорения ассимиляции талышей, проживающих на
территории этих районов в уже очень большой тюркоязычной среде. А огромная
часть исторически лезгинских земель в лице Кабалинского (лезг. Куткашен),
Огузского (лезг. Варташен) районов, а также исторически аварских земель –
Закаталинского (авар. Зактала) и Белоканского (авар. Билкан) – искусственным
образом «передается» совсем чуждому им региону.
Далее, остается неясной судьба несколько районов, таких как Шемаха, Аксу,
Геокчай, Мараза, Гобустан, Кюрдамир, Агдаш и Уджары, которые исторически
составляют Ширванский регион. Куда подевался огромный регион Гянджабасар тоже
остается неясным. Возможно, в редакции портала просто могли подзабыть о
существовании этих районов. Но главное даже не в этом.
Главное в том, что Алиевское руководство Азербайджанской Республики до
последнего собирается «рогом упираться» с одной единственной целью: не
допустить разрешения национального вопроса в Азербайджане, предоставления
националных автономий крупным коренным этносам этой земли – талышам и лезгинам,
не говоря уже об остальных – татах, аварцах и других. Приведет ли реализация
данного плана правительства к окончательному разрешению национального вопроса в
стране? Вряд ли! С точки зрения улучшения системы управления страной также не
стоит ожидать никаких положительных сдвигов, если иметь в виду, что президент
сам будет назначать глав Региональных центров, тем самым лишив население права
самому избирать своих руководителей.
В этом смысле, данный план больше напоминает предсмертную агонию властей АР,
чем здравый смысл. Создается устойчивое впечатление, что они окончательно
потеряли чувство реальности и не понимают, куда движется мир, и что происходит
в регионе. А главное: они не понимают, как реагировать на предстоящие
турбулентные геополитические процессы, которые давно уже «стучатся в дверь», и
хоть как-то сыграть «на опережение». Потому, что, как уже мы ранее
неоднократно предупреждали, единственным выходом из сложившейся ситуации в
регионе и самом Азербайджане может стать переход к полноценной конфедерализации/федерализации
Азербайджана путем предоставления крупным коренным этносам страны политической
автономии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всем новосозданным
автономиям должна быть предоставлена вся полнота «внутренней» власти, включая
полноценное участие автономий в разработке своих природных богатств (за
условным центром должны остаться внешняя политика, управление армией, эмиссия
денег), право вето в решении общегосударственных решений, участию (соразмерно
территории и населения) в центральных органах власти – так, чтобы население
каждого из них само распоряжалось своей судьбой и имело гарантии сохранения
озвученных прав.
Комментариев нет:
Отправить комментарий